Главная » Статьи » Мои статьи |
Алгоритм эпохи. Последняя треть XX в. отличается возросшими масштабами и скоростью технолого-экономического прогресса (ведущей становится научная мысль), спецификой геополитических процессов (окончание холодной войны, распад биполярного мира), углублением различий социально-экономических условий жизни развитых и развивающихся стран, усложнением проблем цивилизационной культуры (экологических и социальных, натурофобии, падения морали и др.), усложнением структуры Ойкумены и ростом виртуальности ситуаций, бурным развитием информационных технологий, ростом национальных конфликтов и терроризма. Последнее, как и третье, - диалектическая противоположность всем другим положительным тенденциям. Конец XX в. оказался и временем, поставившим на грань выживания все человечество. Та же, но более общая диалектическая противоположность. В развитии науки сказались кризисные ситуации индустриального общества и получили развитие новые тенденции - экологизация сознания человека, гуманитаризация естественных наук, глобализация экономического и политического мышления, сложное сочетание глобального и регионального как на национальном, так и международном уровнях. Ведущей установкой в географии становится восприятие мира как многомерного пространства со сложной системой связей и зависимостей. Базисными категориями такого пространства, составляющими основу географического мышления, становятся «пространство-место» и «территория-район». Философско-методологическое содержание этих пространственных понятий такое: пространство соответствует общему (роду), место - частному (виду), территория -целому, район - части. Иначе говоря, территория и район являются реальными объектами, а пространство и место - аналитико-синтетическими понятиями (Костинский, 1997), т.е. территория и район - объекты, а пространство и место - предметы. В объектной и предметной областях наметились тенденции объединения географии вокруг изучения системы взаимосвязей общества и природы. Обобщающими категориями теоретического фундамента географии стали: геопространство, место, регион (территория), местоположение, единство пространства и времени, устойчивость и изменчивость, локально-глобальный континиум, географическая среда. Пополнение предмета географии «четвертым измерением» - временем, дополнило систему категорий функционированием, динамикой, эволюцией. Это было обусловлено общенаучной синергетической парадигмой и тесно связано с процессами экологизации и гуманитаризации. В методологии географии наметился поиск не жестких объяснений происходящих явлений и процессов. И, как следствие, появление географического подхода в системе наук. В географические исследования внедряются методы аэрокосмической съемки, дистанционные методы сбора информации и использования новых компьютерных технологий в ее обработке. Значительно больше внимания стало уделяться проблемам саморефлексии, т.е. осмыслению человеком, обществом своих задач, своего места в жизни, своей судьбы.
В.С.Преображенский, Т.Д.Александрова и Л.В.Максимова в числе основных направлений эпохи называют экологизацию, развитие природоведческих отраслей географии, человековедческих ветвей географии, глобальных и региональных подходов, поиска общих теоретических основ географии и ее методического перевооружения (1997). Экологизация охватила не только все семейство наук, но и мировое общественное сознание. После решений Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в обиход вводят такие понятия как среда, охрана, воздействие на природу и их последствия, прогноз этих последствий. В географической литературе уже на рубеже 60-70-х годов появилась первая статья Д.Стоддарта «География и экологический подход…» (1965) и книга В.Б.Сочавы «География и экология» (1970). Под влиянием экологических проблем тематика исследования географии перемещается от изучения проблем природных ресурсов к проблемам охраны живой природы, недр и окружающей человека среды, воздействия человека на природу и исследование природных антропогенных катастроф. Формируются пограничные науки - геоэкология и ландшафтная экология. Проводится не только инвентаризация ресурсов, но и их анализ и управление (менеджмент). Расширяется понятие «окружающая среда». К традиционной природной среде, которая приравнивалась к природным условиям, добавляется городская, техногенная и социальная среды. В 1986г. была создана международная геосферно-биосферная программа «Глобальные изменения». В 90-е годы возникает междисциплинарная «Программа международного десятилетия сокращения природных катастроф», которая занимает одно из первых мест в географической экологистике. В СССР продолжало развиваться направление, получившее название природопользования. По мнению В.А.Анучина именно «основы природопользования» должны устранить разрыв между физической и экономической географиями. Экологизация очень остро поставила вопрос о соотношении фундаментальных и прикладных исследований в географии. Такая ситуация потребовала углубления разработок, как традиционных (картирование, оценивание), так и новых (мониторинг, геопроектирование, геопрогнозирование) видов географической деятельности, в основе которых лежали уже субъект-объектные отношения. Одним из этапов реализации этих проблем стало развитие конструктивной географии, предложенной еще в 60-е годы И.П.Герасимовым. Природоведческие отрасли географии под влиянием экологизации переживают свое «омоложение». Общая физическая география входит в систему учебных курсов. Публикуются учебные пособия: «Введение в физическую географию» (Сандлер, Валлен, Ермолаев, Боков и Черванов), «Общее землеведение» (Шубаев, Геренчук и др., Мильков), «Космическое землеведение» (Григорьев, Кондратьев). Развивается ландшафтоведение. Публикуются монографические работы, где рассматриваются концептуальные основы учения о ландшафте (Арманд, Нееф, Исаченко, Мамай и др.). Начинают изучаться культурные и антропогенные ландшафты (Мильков, Куракова). С внедрением системного подхода рассматриваются вопросы организации ландшафтов и геосистем: системный (Солнцев), пространственно-временной (Боков), вопросы времени (Беручашвили), устойчивости и самоорганизации (Арманд) и др. Ставятся вопросы об экологии и эстетике ландшафтов. Возобновляется традиционная связь ландшафтоведения с сельским хозяйством (агроландашфтоведение, ландшафтно-экологическое земледелие). В англоязычных изданиях большое внимание уделяется городским ландшафтам; в Германии - исследованию исторических культурных ландшафтов. Понятие ландшафт закрепляется в Госстандарте СССР и стандартах стран - членов СЭВ (Стандарт ГОСТ, 1987). Геоморфология развивается за счет включения в процесс изучения новых объектов (морское дно), общегеографических направлений (геоморфология и геоэкология, геоморфология и экология ландшафтов) и формирования новых ветвей: морской, динамической, перигляциальной и др. Внедряются модели процессов, а также прикладные направления - инженерная геоморфология, геотехноморфология и т.д. Климатология испытала наибольший эффект экологизации и методического перевооружения. Большое внимание уделяется воздействию человека на климат: проблемы кислотных дождей, ядерной зимы, чернобыльской катастрофы, влияние города на климат и т.д. Одной из первых эта наука стала изучать проблемы глобальных изменений окружающей среды (Будыко, 1977). Биогеография обогащается понятиями: экосистема, биосфера, экосфера. Большое внимание уделяется проблемам продуктивности экосистем, географическим закономерностям их структуры и функционирования, зональным особенностям динамики экосистем и др. Усиливается внимание к проблемам изучения экотона (пограничных территориальных образований). География почв по-прежнему остается тесно связанной с почвоведением и картографией. Экологизация усилила интерес к функциям почв в биосфере и в экосистемах, процессам их генезиса и эволюции. К исследованию почв широко привлекаются подходы и методы геохимии (радиоуглеродные датировки) и др. Гидрология, как наука о земных водах в географии приобретает несколько размытый характер. Лишь в СССР она сохраняет свои разделы (гидрология суши, гидрогеология, лимнология, океанология). Под влиянием экологизации ведущими направлениями становятся проблемы мирового водного баланса, преобразования водного баланса под влиянием хозяйственной деятельности человека, воздействия человека на гидрологический цикл и др. «Человеческие» ветви в географии получили свое развитие в общем контексте гуманитаризации наук, определившей переход от мышления индустриального общества, где человек рассматривался как фактор в развитии экономики, к пониманию человека как «меры вещей». Влияние названных тенденций привело к увеличению исследований, связанных с человеческой деятельностью и ее реакцией на изменения любого происхождения. Общественная география по своей функции представляла обобщающий раздел географии, связанный с человеком и всеми видами его деятельности. По своему статусу она соответствует землеведению или общей физической географии. Нередко она перекрывается экологией человека и условиями его существования. В сферу своих интересов она включает поведенческую, радикальную и социальную географию, географию населения и расселения, урбогеографию и экономическую географию. Поведенческая география имеет широкий спектр работ, обращенных к личному восприятию окружающего мира и пространственному поведению людей. Разрабатывались такие проблемы как «человек, место и поведение», «поведение человека и среда», «пространственное поведение человека» и др. Данные направления исследований не привели к созданию устойчивой дисциплины, но дали существенный толчок развитию «человеческой» географии, а также новому видению проблемы места. Радикальная география родилась в англо-американской и французской географии. Она рассматривала вопросы о роли географии в формировании государственной политики, в выработке целей общества в улучшении условий благосостояния людей и социальной справедливости. Однако радикальная география не закрепилась надолго как особое научное направление, хотя способствовала большому росту публикаций. Социальная география является откликом географов на рост социальных процессов в обществе. Англо-американская социальная география выделяется из общей и включает в себя целый спектр исследований: географию безработицы и городской преступности, миграции, географию образования и спорта, социальную жизнь в малых пространствах, регионального управления и рынка, руральный образ жизни, феминистическую географию и др. Мюнхенская школа К.Рупперта публикует многотомную серию по сферам социальной географии. Французская школа откликается публикацией работы «Принципы социальной географии». В СССР - России получает распространение термин «социально-экономическая география», как совокупность экономической географии и географии населения. География населения и расселения развивалась как университетская учебная дисциплина и как классическая база страноведения. Публикуется много учебных пособий с типовым названием «география населения» в Германии (В.Кулс, Д.Бар, Г.Мартинс), в Великобритании (В.Хорби, М.Джонос, К.Петерс), в СССР (В.В.Покшишевский, Г.А.Гольц). Традиционную линию в географии населения составляли вопросы миграции, которые во многом были связаны с такими направлениями как районная планировка, теория и практика градостроения. Урбогеография формировалась под влиянием общегеографических процессов (экологизации, внимания к пространству) и самих процессов урбанизации, связанных с развитием городов и городского образа жизни. В начале своего становления анализ процессов урбанизации носил больше пространственный, чем социогеографический характер. В 80-е годы типичным становится проблемный, социоориентированный характер исследования. Публикуется большое число монографий по проблемам городской среды, города и культурного пространства, урбанизации столиц и др. Идет осмысление процессов, происходящих в самой урбогеографии, ее места в социальной географии. Экономическая география является одной из старейших отраслей науки. По-прежнему публикуется большое число учебников, руководств «введений» для разных специалистов. Идет обновление давно сложившихся отраслевых наук: географии промышленности и сельского хозяйства, транспортных систем. Возросло внимание к географии сервиса и розничной торговли. Появляется руральная (сельская) география и география информационного бизнеса. Научно-технологический прогресс сопровождает появление географии атомной энергетики, географии высоких технологий, географии коммуникационных сетей и телекоммуникаций. В советской географии разрабатываются проблемы территориально-производственных комплексов, вопросы освоения, развития и размещения производственных сил, территориальной организации общества. Развивалась и типологическая ветвь районирования (экстремальные районы, районы Севера, внешнеэкономической деятельности). Глобальный и региональный подходы издавна в той или иной мере проявлялись в географии и далеко вышли за ее пределы. Эти понятия вошли в обиход экономистов, политиков, политологов, экологов, публицистов, стали общегражданскими символами организации мышления и деятельности. Широкое употребление термина «глобальный» отмечается с 70-х годов. Например «Глобальная экология» (Будыко, 1977) или «Глобальный водообмен» (1975). Особое значение этот термин получил в связи с проблемой глобальных изменений: глобального водообмена, изменения окружающей среды, политики в области охраны окружающей среды. Производные от термина «глобальный» распространились и на общественные явления - политику, экономику и экономические системы. В.П.Максаковский публикует «Географическую картину мира» (1993-1995). Понятие «региональный» получило распространение после работы У.Айзарда «Введение в региональную науку» (1971). Осмысление этой проблемы осуществлялось учеными разных стран в разнообразной тематике: мировая региональная география, ее сущность, современное развитие и будущие перспективы. Печатаются монографии «Введение в региональную географию» (Claval, 1993), «Проблемы региональной географии» (Шальнев, 1980) и др. Регионалистика проявлялась в классических формах комплексного страноведения, а также в особых формах регионально-типологического направления. В СССР публикуется 20-томная серия «Страны и народы мира» (1978-1985). Во Франции начинается создание новой «Всеобщей географии». Изучаются и микрообразы отдельных регионов: «Арктика и Антарктика: современный географический синтез» (1982), «Постоянновлажные тропики» (1984) и др. Отмечен интерес к проблемам микротерриториальных образований типа «Европа и регионы солидарности», «География и развитие европейского общества», а также обилие работ по конкретным странам и их проблемам. Интересны замыслы объединения воедино глобального и регионального в географии. Например, «Глобальные перспективы: мировая региональная география» (1990). Наиболее ярко этот подход объединения получился в лозунге Римского клуба: «Мыслить глобально - действовать локально (регионально)!» Поиски общих теоретических основ географии не прекращаются. Итоги «теоретической революции» не выразились в суммарных результатах теоретического поиска, поэтому наблюдается повышенное внимание к общей географии, ее основам и к расширению исследований в этом направлении. Для зарубежных стран типично издание обобщающих учебных пособий «Введение в географию» (Г.Хард, 1973, Е.Бергман и Т.Маккнигт, 1993). В нашей стране учебное пособие «Введение в географию» вышло лишь в 90-х годах (Шальнев, Савельева). Публикуются работы по теории географии: В.А.Анучина «Теоретические основы географии» (1972), «Метакартография» А.Ф.Асланикашвили (1974), «Теоретическая география» В.Вирта (1979), «Вопросы методологии…» А.М.Трофимова и Н.М.Солодухо (1986). «Теоретические проблемы физической географии мира» В.А.Шальнева (1997). В СССР проводится серия общегеографических совещаний по теоретическим проблемам, а географическое общество СССР выпускает серию сборников «Современные проблемы географии». Основным ядром теоретических разработок данной эпохи стали понятия пространство - место - время. Понятие пространство, пространственный подход активно внедряется в самые разнообразные сферы географического и социологического анализа. При этом интерес исследователей возбуждает не географическое (трехмерное) или геодезическое, а человеческое (многомерное) пространство, т.е. пространство, воспринимаемое не только приборами, но и людьми. В связи с этим в географических исследованиях появляются необычные «качественно окрашенные пространства»: индустриальное, общественное, историческое и др. Для советской географии характерно использование иных терминов - территория, территориальный, место. Причина обращения к использованию иноязычной (территория), а не отечественной (пространство, место) терминологии трудно объяснить. Возможно это связано с тем, что Россия является материковой страной, а не страной с морскими владениями как Англия или Франция (Преображенский, и др., 1997). Проблема территориальности связана с такими понятиями как локализация и размещение, возникающими в процессе «географической (территориальной) дифференциации» и «территориальной организации». Примером могут служить территориальные природные и производственные комплексы. Разработка положений теории географии, процессов, динамики и экологических проблем стимулировала интерес к категории время. Проблемы времени рассматриваются в ходе изучения прошлого (историческая и эволюционная география), современных процессов (мониторинг) и прогнозном моделировании. В СССР- России это направление связано с разработкой таких понятий как устойчивость и изменчивость. Важное значение приобретает и такое положение как соотношение пространства и времени. В отличии от А.Геттнера, который разделял эти понятия, новые тенденции связаны с утверждением их единства. Появляются термины хроногеография (Д.Паркес и Н.Трифт) и хронотоп (М.М.Бахтин), предлагающие обсуждать проблему единства пространства и времени. Идеи изменения структуры во времени были разработаны в работе Б.Б.Родомана «Пространственная дифференциация и районирование» (1973). Интересна работа Л.Н.Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» (1990), в которой показаны во взаимосвязи, и проблемы пространства, и проблемы времени, и проблемы геоэтнологии. Начинают разрабатываться и проблемы культуры в географии. В этом отношении показательны работы Ю.А.Веденина. Его «Очерки по географии искусства» (1997) и современное представление о культурном ландшафте, структура которого связана с выделением природного слоя, слоя материальной культуры и культурного слоя (культурного наследия, традиционной и новационной культур). Методическое перевооружение географии в первую очередь коснулось вопросов математического моделирования, методов геоинформатики, опирающихся на электронную технику, и внедрения дистанционных методов наблюдения и измерения. Сбор эмпирического материала и его математическая обработка в современных условиях требовали разработки моделей, замещающих в исследовательских работах «натуральный» портрет фрагмента географической реальности. Появляется большое число работ по проблемам разноаспектного моделирования: математико-географического или математико-картографического моделирования, моделирования в медицинской, рекреационной, экономической и социальной географии. Получили новое осмысление и разработку методики, связанные с решением задач различных видов географической деятельности, связанные с так называемым «деятельностным подходом». Были усовершенствованы методы ландшафтной индикации, оценивания природных комплексов, природных ресурсов, природных условий жизни населения, а также геосистемного мониторинга, геопроектирования, ландшафтного анализа. Большой удельный вес в публикациях 70-х и 80-х годов занимают работы, ориентированные на развитие и внедрение методов дистанционных исследований. Расширяются и области их применения: климатология, ландшафтоведение, гидрология, социально-экономическая география, мониторинг Земли, картографирование и др. Совершенствуется и методический уровень дистанционных исследований - аэрокосмические в системе мониторинга, дистанционные методы и интерпретация изображения, анализ цифровых образов. В Германии публикуются многочисленные результаты исследования аэрокосмических материалов в ходе регионального изучения климата, снежного покрова, рельефа, почв, растительности. Выходят журналы, посвященные дистанционным методам исследования. Достижения техники и возросший объем запросов к географической информации обусловили революционный переворот в средствах накопления, обработки и выдачи географической информации. Создаются геоинформационные системы (ГИС), которые прошли путь развития от простых баз данных отдельных отраслей географии, через создание геоинформационных систем, до формирования ГИС - технологий. Последние позволяют решать не только прикладные (обеспечение менеджмента), но и теоретические задачи (прогноз и ретроспективное моделирование, электронное картирование и др.). ГИС - технологии не только активно внедряются во многие сферы жизни, но и приобретают характер нового географического товара. Отсюда, создание профессиональных объединений производителей ГИС-услуг и конференций ГИС-пользователей.
Выводы:
— Рассмотренная эпоха стала рубежом, фиксирующим кризис географического мышления, который характерен для индустриального общества и происходит под воздействием процессов экологизации и гуманитаризации. Ползучий экологический кризис, техногенные катастрофы и угроза ядерной зимы обострили интерес к деятельности человечества, качеству среды жизни и запасам природных ресурсов. Гуманитаризация проявилась в формировании бихевиористских подходов, радикальной и общественной географии, в резком увеличении человеческих отраслей - социальной и политической географии. Все это усилило тенденции внутринаучной дифференциации и усложнило систему географических наук. Если в 1985г. назывались 39 «тематических специализаций» географов, то к середине 90-х годов их число приближается к 60. — В области теоретических обобщений географы пытались использовать глобальный и региональный подходы в системе взаимодействия общества и природы. Тенденция глобализации исследований была связана с осознанием целостности географической картины мира и взаимосвязи ее частей. Обобщающими категориями теоретического фундамента стали: геопространство (например, пространство географической оболочки), место, единство времени и пространства, устойчивость и изменчивость. Таким образом, земной мир стал восприниматься в качестве многомерного пространства, мозаики, сложного организма, системы связей и взаимосвязей. Если региональность еще в начале XX в понималась как явление частное, уникальное, то сейчас понимается как часть целого, глобального, сохраняющего при этом уникальные свойства. — В методологической сфере усилился поиск объяснений происходящих явлений и процессов. Географическое мышление стало проявляться не только в форме «науки», «отрасли науки», «учения», но и форме географического подхода, используемого специалистами других наук. В связи с этим усилилось внимание к изучению соотношения географии с философией и идеологией, с макросоциальными процессами (в частности с постмодернизмом). Все большую роль стали играть междисциплинарные проблемно ориентированные исследования (в том числе международные) на базе новых технологий (компьютеризации) и поиска взаимопонимания в сфере общности моделей и понятийно-терминологического аппарата. Компьютеризация привела не только к изменениям носителей геоинформации и методов ее переработки (компьютерное картографическое моделирование), но и к изменению отношений между производителями географических знаний и их потребителями.
| |
Просмотров: 1764 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |